Пейзаж — одновременно и один из самых простых и один из самых сложных фотографических сюжетов. Простых (впрочем, простота это кажущаяся) — потому что пейзажи можно снимать практически везде: даже на улице где родился и вырос всегда найдется приятный глазу уголок. А сложных — потому что в этом жанре невероятно трудно запечатлеть что-то оригинальное и непохожее. Конечно, это не означает, что не стоит и пробовать.
Итак, для начала стоит задуматься о технической стороне вопроса — в первую очередь, о камере. Редкие профессионалы, зарабатывающие на жизнь фотосъемкой пейзажей, используют в основном камеры большого и среднего формата. Если вы владелец именно такой камеры, то эти советы можете не читать — ничего нового вы тут не увидите. Для обобщения примем, что камера у нас — самая что ни на есть демократичная цифровая “зеркалка” начального уровня.
Вторым пунктом программы идет приобретение соответствующего объектива — к счастью, зеркальная камера позволяет их менять. В большинстве случаев при съемке пейзажей используется широкоугольный объектив. На вполне логичный вопрос, что это, поясню: широкоугольным считается такой объектив, угол зрения которого больше 46 градусов, характерных для человеческого глаза. В пересчете на фокусные расстояния получается, что широкоугольник — объектив, чье эквивалентное фокусное расстояние (ЭФР) оказывается меньше 50 мм. Для цифровой зеркальной камеры начального уровня, размер сенсора которой примерно в 1,5 раза меньше пленочного 35 мм кадра, широкоугольным будет считаться объектив с ЭФР меньше 35 мм, и чем меньше будет ЭФР, тем больше будет “угол обзора”. А для компактных камер широкоугольное положение трансфокатора будет начинаться от 10 мм и меньше.
Совершенно необходимым при съемке пейзажа аксессуаром является штатив. В целом все штативы подразделяются на два типа: моноподы («одноноги») и триподы («треноги»). Монопод легче и компактнее, но по сути это “палка с креплением для камеры”, предназначенная главным образом для поддержки тяжелых телеобъективов при съемке спортивных мероприятий и представителей животного мира — поэтому для съемки пейзажа тренога будет лучшим решением. В свою очередь триподы тоже бывают разные: тяжелые металлические, легкие алюминиевые, сверхлегкие карбоновые и громоздкие деревянные. У каждого типа есть свои недостатки — если штатив легкий и недорогой, он неустойчив; если он устойчив и при этом легок, то стоит как крыло “Боинга”… Поэтому выбор штатива — всегда поиск компромисса между желаемыми характеристиками и финансовыми возможностями; впрочем, где это не так?
Итак, камерой, объективом с блендой и штативом мы запаслись — можно приступать непосредственно к съемке. Тут надо запомнить несколько положений. Во-первых, снимая при ярком полуденном солнце, надо четко представлять себе, что вы хотите получить, поскольку такой тип освещения кардинальным образом крадет объем у снимка. Как правило, наиболее удачные пейзажные сюжеты открываются в так называемое “режимное время” — спустя пять минут после восхода солнца и за пять минут до его захода. Длинные тени, характерные для этих периодов суток, подчеркнут рельеф местности, а мягкий теплый свет придаст насыщенность кадру.
Избегайте плоских снимков, столь характерных для “отпускных” фотографов, берущих камеру в руки только по праздникам и “на югах”, — старайтесь включать в кадр два, а лучше три плана. В качестве переднего плана могут выступать камешки или растения в непосредственной близости от места, где вы поставили штатив. Выбирайте композиционное решение, при котором взгляд зрителя движется от переднего плана к заднему.
За редким исключением диафрагму придется закрыть посильнее (f8–f11) — иначе не получится резко отобразить все планы, которые вы включили в кадр. Очевидно, что при этом возрастет выдержка, а если учесть, что освещенности и так не хватает (не полдень же), здесь и становится столь необходимым штатив.
Постарайтесь избежать соблазна фотографировать сами закаты (восходы), ибо все они безумно однообразны — даром, что уникальны и неповторимы. Если все же не удержались, помните о трех вещах: не смотрите на солнце в видоискатель (рискуете ослепнуть); используйте длиннофокусный объектив (с эквивалентным фокусным расстоянием 200 мм и более), чтобы солнце заняло большую площадь снимка; включите в кадр воду — прием банальный, но крайне эффективный в плане оживления сюжета.
В поездках чаще делайте над собой усилие и сходите с натоптанных туристических троп. Поверьте, нет ничего приятнее, когда друзья вам говорят, что ваши снимки совершенно непохожи на те, что привозили из этой страны их знакомые. А уж если и местные жители отметят, что ваши работы показали их страну в необычном ракурсе, можете смело считать, что пейзаж вы фотографировать научились.
Опубликовано в журнале “Компьютерра” #37 (657) — 10.10.06.
Автор: Александр Копылов, под. ред.: Денис Степанцов.
«Редкие профессионалы, зарабатывающие на жизнь фотосъемкой пейзажей, используют в основном камеры большого и среднего формата» — двусмысленная фраза.
В смысле?
«Редкая птица долетит до середины Днепра…»
Хм, да, действительно. Ну, я хотел сказать, что фотографы, зарабатывающие на жизнь пейзажной фотосъемкой, встречаются редко. По крайней мере, реже, чем рекламные гломурщики и свадебно-репортажники.
Понимаю:) Но фраза длинная, первое слово — «редкие», и пока долетишь до её середины…
Ну, номер уже вышел. Исправить невозможно 🙂
снимая на цифрозеркалку(современную 6-10мп) пейзаж широкоугольником на закрытой дырке мы получаем много мелкодеталей тружноперевариваемых матрицецей – это как сволосами в ростовом порте 🙂
тоесть снимая на цифру/узкую плёнку имеет смысл выделеить главное (например лёгким телевиком) и не закрывать дырку.
если главного нет, значит это прямая дорога к моноклю (работа с формой) или большему формату карла.
–
как пример твоя иллюстрация к этой статье, картинка про лучики, но в дали я вижу толь забор толи дорогу, всё очарование разршается.
Очень интересная мысль. Спасибо. А насчет моей картинки – ну ты, блин, и глазастый. Это отбойник дороги.
ну да отбойник, я незнал как это называется.
пейзажная фотография только на первый взрляд простая, в ней оесть огромное количество всяких фенечек.
Например феничек с фокусом: делать ли горизонт(самый дальний план) резким, фокусироваться по бликами или нет(подразумевается что блики попавдают в “зону резкости”), снимая на средних диафрагмах выбирать главное и фокусироваться по нему, или смотреть чтобы на диафрагме открытой на два деления от рабочей картинка в видоискателе “нравилась” … ессли экран хороший.
А я и не говорил, что пейзаж просто снимать. Статья писана для чайников (притом чайником же и написана), поэтому о таких тонкостях, о которых ты сейчас говоришь, речь заводить было бы не очень к месту. Более того, я о них и не знал вовсе, т.к. никогда серьезно не занимался пейзажной фотографией 🙂
Я думаю что пейзаж для чайников возможен, только это гораздо сложнее чем пейзаж для профей:) ну например мне как чайнику не кажется что штатив необходим, и что дырку надо зажимать до упора. Для меня как чайника сьёмка пейзажа это попытка запомнить своё состояние. Не напечатать 30*40, не продать, а создать карточку памяти для себя любимого. и техника здесь вторична.
Ты не похож на чайника, чайником не являешься и говоришь ты далеко не как чайник.
Чайник не хочет картинок, как у Кенны, он хочет картинок, как у Коквелла.
но я непохож и на коену )
а кто такой Коквелла?
Я не говорил, что ты на него похож. Второе предложение не имеет непосредственной связи с первым.
Не Коквелл, а Роквелл, блин, опечатался, http://kenrockwell.com/gallery.htm
А… а почкму чайника по дефолту считаем человеком начисто лишонным вкуса?
По себе сужу.
ну… а вы не пробовали суицид?
А почему на два?
по субьективным ощушенимя… но вообщето от увеличение видоискателя(луппы зависит)
Кстати да, для меня пока остается необъяснимым тот факт, что в видоискателе картинка кажется заметно резче, чем на снимке. И действительно приходится открывать диафрагму, когда хочешь увидеть именно ту глубину резкости, которая получится в итоге. Проблемы начинаются тогда, когда снимаешь на открытой дырке – там уж открывать диафрагму некуда.
Йадом или апстену? Нет, пока не задумывался над этим вопросом.
Теперь я знаю кто я 🙁 Я “отпускной” фотограф. Просто всегда старался делать кадр так, что-б не было на переднем плане веток/листьев. Поскольку получаются они крайне размазанными либо (если снимаешь из тени) чёрными – катонными (как будто нарисовали или приклеили на кадре). Но впринципе возможно это ещё и дело в моём не самом дорогом цифровике…
Все забываю спросить…
Есть такая фишка, слышал где-то, что если фотоаппарат фокусируется на солнце, то солнечный луч, попадая через объектив на матрицу, может ее повредить, так как срабатывает эффект лупы (ну в детстве все так выжигали)
Так вот, насколько это критично, как избежать?…
Ничего страшного скорее всего не случится. Главное – без фанатизма. Навел и снял. Не надо на полчаса оставлять камеру, направив объектив точно на солнце.
Ага, спасибо.
В целом полезно.
> Во-первых, снимая при ярком полуденном солнце, надо четко представлять себе, что вы хотите получить, поскольку такой тип освещения кардинальным образом крадет объем у снимка.
Ну почему же? Можно и в это время подобрать сюжет. Главное упорство в поиске 🙂
О чем и речь.