Skip to content

Фотографируем пейзаж

Пейзаж — одновременно и один из самых простых и один из самых сложных фотографических сюжетов. Простых (впрочем, простота это кажущаяся) — потому что пейзажи можно снимать практически везде: даже на улице где родился и вырос всегда найдется приятный глазу уголок. А сложных — потому что в этом жанре невероятно трудно запечатлеть что-то оригинальное и непохожее. Конечно, это не означает, что не стоит и пробовать.

Итак, для начала стоит задуматься о технической стороне вопроса — в первую очередь, о камере. Редкие профессионалы, зарабатывающие на жизнь фотосъемкой пейзажей, используют в основном камеры большого и среднего формата. Если вы владелец именно такой камеры, то эти советы можете не читать — ничего нового вы тут не увидите. Для обобщения примем, что камера у нас — самая что ни на есть демократичная цифровая «зеркалка» начального уровня.

Вторым пунктом программы идет приобретение соответствующего объектива — к счастью, зеркальная камера позволяет их менять. В большинстве случаев при съемке пейзажей используется широкоугольный объектив. На вполне логичный вопрос, что это, поясню: широкоугольным считается такой объектив, угол зрения которого больше 46 градусов, характерных для человеческого глаза. В пересчете на фокусные расстояния получается, что широкоугольник — объектив, чье эквивалентное фокусное расстояние (ЭФР) оказывается меньше 50 мм. Для цифровой зеркальной камеры начального уровня, размер сенсора которой примерно в 1,5 раза меньше пленочного 35 мм кадра, широкоугольным будет считаться объектив с ЭФР меньше 35 мм, и чем меньше будет ЭФР, тем больше будет «угол обзора». А для компактных камер широкоугольное положение трансфокатора будет начинаться от 10 мм и меньше.

Совершенно необходимым при съемке пейзажа аксессуаром является штатив. В целом все штативы подразделяются на два типа: моноподы («одноноги») и триподы («треноги»). Монопод легче и компактнее, но по сути это «палка с креплением для камеры», предназначенная главным образом для поддержки тяжелых телеобъективов при съемке спортивных мероприятий и представителей животного мира — поэтому для съемки пейзажа тренога будет лучшим решением. В свою очередь триподы тоже бывают разные: тяжелые металлические, легкие алюминиевые, сверхлегкие карбоновые и громоздкие деревянные. У каждого типа есть свои недостатки — если штатив легкий и недорогой, он неустойчив; если он устойчив и при этом легок, то стоит как крыло «Боинга»… Поэтому выбор штатива — всегда поиск компромисса между желаемыми характеристиками и финансовыми возможностями; впрочем, где это не так?

Итак, камерой, объективом с блендой и штативом мы запаслись — можно приступать непосредственно к съемке. Тут надо запомнить несколько положений. Во-первых, снимая при ярком полуденном солнце, надо четко представлять себе, что вы хотите получить, поскольку такой тип освещения кардинальным образом крадет объем у снимка. Как правило, наиболее удачные пейзажные сюжеты открываются в так называемое «режимное время» — спустя пять минут после восхода солнца и за пять минут до его захода. Длинные тени, характерные для этих периодов суток, подчеркнут рельеф местности, а мягкий теплый свет придаст насыщенность кадру.

Избегайте плоских снимков, столь характерных для «отпускных» фотографов, берущих камеру в руки только по праздникам и «на югах», — старайтесь включать в кадр два, а лучше три плана. В качестве переднего плана могут выступать камешки или растения в непосредственной близости от места, где вы поставили штатив. Выбирайте композиционное решение, при котором взгляд зрителя движется от переднего плана к заднему.

За редким исключением диафрагму придется закрыть посильнее (f8–f11) — иначе не получится резко отобразить все планы, которые вы включили в кадр. Очевидно, что при этом возрастет выдержка, а если учесть, что освещенности и так не хватает (не полдень же), здесь и становится столь необходимым штатив.

Постарайтесь избежать соблазна фотографировать сами закаты (восходы), ибо все они безумно однообразны — даром, что уникальны и неповторимы. Если все же не удержались, помните о трех вещах: не смотрите на солнце в видоискатель (рискуете ослепнуть); используйте длиннофокусный объектив (с эквивалентным фокусным расстоянием 200 мм и более), чтобы солнце заняло большую площадь снимка; включите в кадр воду — прием банальный, но крайне эффективный в плане оживления сюжета.

В поездках чаще делайте над собой усилие и сходите с натоптанных туристических троп. Поверьте, нет ничего приятнее, когда друзья вам говорят, что ваши снимки совершенно непохожи на те, что привозили из этой страны их знакомые. А уж если и местные жители отметят, что ваши работы показали их страну в необычном ракурсе, можете смело считать, что пейзаж вы фотографировать научились.

Опубликовано в журнале «Компьютерра» #37 (657) — 10.10.06.

Автор: Александр Копылов, под. ред.: Денис Степанцов.

Комментарии (27):

  1. Давид Мзареулян писал(а):Ответить

    «Редкие профессионалы, зарабатывающие на жизнь фотосъемкой пейзажей, используют в основном камеры большого и среднего формата» — двусмысленная фраза.

    Четверг, Октябрь 12, 2006 в 14:45 Ссылка на комментарий
  2. Alick писал(а):Ответить

    В смысле?

    Четверг, Октябрь 12, 2006 в 14:50 Ссылка на комментарий
  3. Давид Мзареулян писал(а):Ответить

    «Редкая птица долетит до середины Днепра…»

    Четверг, Октябрь 12, 2006 в 15:11 Ссылка на комментарий
  4. Alick писал(а):Ответить

    Хм, да, действительно. Ну, я хотел сказать, что фотографы, зарабатывающие на жизнь пейзажной фотосъемкой, встречаются редко. По крайней мере, реже, чем рекламные гломурщики и свадебно-репортажники.

    Четверг, Октябрь 12, 2006 в 15:16 Ссылка на комментарий
  5. Давид Мзареулян писал(а):Ответить

    Понимаю:) Но фраза длинная, первое слово — «редкие», и пока долетишь до её середины…

    Четверг, Октябрь 12, 2006 в 15:21 Ссылка на комментарий
  6. Alick писал(а):Ответить

    Ну, номер уже вышел. Исправить невозможно :-)

    Четверг, Октябрь 12, 2006 в 15:26 Ссылка на комментарий
  7. Attar писал(а):Ответить

    снимая на цифрозеркалку(современную 6-10мп) пейзаж широкоугольником на закрытой дырке мы получаем много мелкодеталей тружноперевариваемых матрицецей — это как сволосами в ростовом порте :)

    тоесть снимая на цифру/узкую плёнку имеет смысл выделеить главное (например лёгким телевиком) и не закрывать дырку.

    если главного нет, значит это прямая дорога к моноклю (работа с формой) или большему формату карла.


    как пример твоя иллюстрация к этой статье, картинка про лучики, но в дали я вижу толь забор толи дорогу, всё очарование разршается.

    Пятница, Октябрь 13, 2006 в 10:28 Ссылка на комментарий
  8. Alick писал(а):Ответить

    Очень интересная мысль. Спасибо. А насчет моей картинки — ну ты, блин, и глазастый. Это отбойник дороги.

    Пятница, Октябрь 13, 2006 в 11:04 Ссылка на комментарий
  9. Attar писал(а):Ответить

    ну да отбойник, я незнал как это называется.

    пейзажная фотография только на первый взрляд простая, в ней оесть огромное количество всяких фенечек.

    Например феничек с фокусом: делать ли горизонт(самый дальний план) резким, фокусироваться по бликами или нет(подразумевается что блики попавдают в «зону резкости»), снимая на средних диафрагмах выбирать главное и фокусироваться по нему, или смотреть чтобы на диафрагме открытой на два деления от рабочей картинка в видоискателе «нравилась» … ессли экран хороший.

    Пятница, Октябрь 13, 2006 в 12:30 Ссылка на комментарий
  10. Alick писал(а):Ответить

    А я и не говорил, что пейзаж просто снимать. Статья писана для чайников (притом чайником же и написана), поэтому о таких тонкостях, о которых ты сейчас говоришь, речь заводить было бы не очень к месту. Более того, я о них и не знал вовсе, т.к. никогда серьезно не занимался пейзажной фотографией :-)

    Пятница, Октябрь 13, 2006 в 12:40 Ссылка на комментарий
  11. Attar писал(а):Ответить

    Я думаю что пейзаж для чайников возможен, только это гораздо сложнее чем пейзаж для профей:) ну например мне как чайнику не кажется что штатив необходим, и что дырку надо зажимать до упора. Для меня как чайника сьёмка пейзажа это попытка запомнить своё состояние. Не напечатать 30*40, не продать, а создать карточку памяти для себя любимого. и техника здесь вторична.

    Пятница, Октябрь 13, 2006 в 12:49 Ссылка на комментарий
  12. Alick писал(а):Ответить

    Ты не похож на чайника, чайником не являешься и говоришь ты далеко не как чайник.
    Чайник не хочет картинок, как у Кенны, он хочет картинок, как у Коквелла.

    Пятница, Октябрь 13, 2006 в 12:57 Ссылка на комментарий
  13. Attar писал(а):Ответить

    но я непохож и на коену )
    а кто такой Коквелла?

    Пятница, Октябрь 13, 2006 в 13:04 Ссылка на комментарий
  14. Alick писал(а):Ответить

    Я не говорил, что ты на него похож. Второе предложение не имеет непосредственной связи с первым.
    Не Коквелл, а Роквелл, блин, опечатался, http://kenrockwell.com/gallery.htm

    Пятница, Октябрь 13, 2006 в 13:08 Ссылка на комментарий
  15. Attar писал(а):Ответить

    А… а почкму чайника по дефолту считаем человеком начисто лишонным вкуса?

    Пятница, Октябрь 13, 2006 в 13:28 Ссылка на комментарий
  16. Alick писал(а):Ответить

    По себе сужу.

    Пятница, Октябрь 13, 2006 в 13:32 Ссылка на комментарий
  17. Attar писал(а):Ответить

    ну… а вы не пробовали суицид?

    Пятница, Октябрь 13, 2006 в 13:39 Ссылка на комментарий
  18. Alick писал(а):Ответить

    ну… а вы не пробовали суицид?

    Йадом или апстену? Нет, пока не задумывался над этим вопросом.

    Пятница, Октябрь 13, 2006 в 13:45 Ссылка на комментарий
  19. Давид Мзареулян писал(а):Ответить

    А почему на два?

    Пятница, Октябрь 13, 2006 в 14:06 Ссылка на комментарий
  20. Attar писал(а):Ответить

    по субьективным ощушенимя… но вообщето от увеличение видоискателя(луппы зависит)

    Пятница, Октябрь 13, 2006 в 18:15 Ссылка на комментарий
  21. Alick писал(а):Ответить

    Кстати да, для меня пока остается необъяснимым тот факт, что в видоискателе картинка кажется заметно резче, чем на снимке. И действительно приходится открывать диафрагму, когда хочешь увидеть именно ту глубину резкости, которая получится в итоге. Проблемы начинаются тогда, когда снимаешь на открытой дырке — там уж открывать диафрагму некуда.

    Пятница, Октябрь 13, 2006 в 18:21 Ссылка на комментарий
  22. gamer писал(а):Ответить

    Теперь я знаю кто я :( Я «отпускной» фотограф. Просто всегда старался делать кадр так, что-б не было на переднем плане веток/листьев. Поскольку получаются они крайне размазанными либо (если снимаешь из тени) чёрными — катонными (как будто нарисовали или приклеили на кадре). Но впринципе возможно это ещё и дело в моём не самом дорогом цифровике…

    Понедельник, Апрель 21, 2008 в 01:38 Ссылка на комментарий
  23. Тимон писал(а):Ответить

    Все забываю спросить…
    Есть такая фишка, слышал где-то, что если фотоаппарат фокусируется на солнце, то солнечный луч, попадая через объектив на матрицу, может ее повредить, так как срабатывает эффект лупы (ну в детстве все так выжигали)
    Так вот, насколько это критично, как избежать?…

    Вторник, Май 6, 2008 в 15:35 Ссылка на комментарий
  24. Alick писал(а):Ответить

    Ничего страшного скорее всего не случится. Главное — без фанатизма. Навел и снял. Не надо на полчаса оставлять камеру, направив объектив точно на солнце.

    Вторник, Май 6, 2008 в 15:40 Ссылка на комментарий
  25. Тимон писал(а):Ответить

    Ага, спасибо.

    Вторник, Май 6, 2008 в 17:26 Ссылка на комментарий
  26. Nikolay писал(а):Ответить

    В целом полезно.

    > Во-первых, снимая при ярком полуденном солнце, надо четко представлять себе, что вы хотите получить, поскольку такой тип освещения кардинальным образом крадет объем у снимка.
    Ну почему же? Можно и в это время подобрать сюжет. Главное упорство в поиске :)

    Суббота, Май 24, 2008 в 16:43 Ссылка на комментарий
  27. Alick писал(а):Ответить

    О чем и речь.

    Воскресенье, Май 25, 2008 в 00:47 Ссылка на комментарий

На эту запись ссылаются (1):

  1. Новости 2.0 on Четверг, Октябрь 12, 2006 at 13:28

    Обсудите эту новость на news2.ru