Фотографируем пейзаж

Пейзаж — одновременно и один из самых простых и один из самых сложных фотографических сюжетов. Простых (впрочем, простота это кажущаяся) — потому что пейзажи можно снимать практически везде: даже на улице где родился и вырос всегда найдется приятный глазу уголок. А сложных — потому что в этом жанре невероятно трудно запечатлеть что-то оригинальное и непохожее. Конечно, это не означает, что не стоит и пробовать.

Итак, для начала стоит задуматься о технической стороне вопроса — в первую очередь, о камере. Редкие профессионалы, зарабатывающие на жизнь фотосъемкой пейзажей, используют в основном камеры большого и среднего формата. Если вы владелец именно такой камеры, то эти советы можете не читать — ничего нового вы тут не увидите. Для обобщения примем, что камера у нас — самая что ни на есть демократичная цифровая «зеркалка» начального уровня.

Вторым пунктом программы идет приобретение соответствующего объектива — к счастью, зеркальная камера позволяет их менять. В большинстве случаев при съемке пейзажей используется широкоугольный объектив. На вполне логичный вопрос, что это, поясню: широкоугольным считается такой объектив, угол зрения которого больше 46 градусов, характерных для человеческого глаза. В пересчете на фокусные расстояния получается, что широкоугольник — объектив, чье эквивалентное фокусное расстояние (ЭФР) оказывается меньше 50 мм. Для цифровой зеркальной камеры начального уровня, размер сенсора которой примерно в 1,5 раза меньше пленочного 35 мм кадра, широкоугольным будет считаться объектив с ЭФР меньше 35 мм, и чем меньше будет ЭФР, тем больше будет «угол обзора». А для компактных камер широкоугольное положение трансфокатора будет начинаться от 10 мм и меньше.

Совершенно необходимым при съемке пейзажа аксессуаром является штатив. В целом все штативы подразделяются на два типа: моноподы («одноноги») и триподы («треноги»). Монопод легче и компактнее, но по сути это «палка с креплением для камеры», предназначенная главным образом для поддержки тяжелых телеобъективов при съемке спортивных мероприятий и представителей животного мира — поэтому для съемки пейзажа тренога будет лучшим решением. В свою очередь триподы тоже бывают разные: тяжелые металлические, легкие алюминиевые, сверхлегкие карбоновые и громоздкие деревянные. У каждого типа есть свои недостатки — если штатив легкий и недорогой, он неустойчив; если он устойчив и при этом легок, то стоит как крыло «Боинга»… Поэтому выбор штатива — всегда поиск компромисса между желаемыми характеристиками и финансовыми возможностями; впрочем, где это не так?

Итак, камерой, объективом с блендой и штативом мы запаслись — можно приступать непосредственно к съемке. Тут надо запомнить несколько положений. Во-первых, снимая при ярком полуденном солнце, надо четко представлять себе, что вы хотите получить, поскольку такой тип освещения кардинальным образом крадет объем у снимка. Как правило, наиболее удачные пейзажные сюжеты открываются в так называемое «режимное время» — спустя пять минут после восхода солнца и за пять минут до его захода. Длинные тени, характерные для этих периодов суток, подчеркнут рельеф местности, а мягкий теплый свет придаст насыщенность кадру.

Избегайте плоских снимков, столь характерных для «отпускных» фотографов, берущих камеру в руки только по праздникам и «на югах», — старайтесь включать в кадр два, а лучше три плана. В качестве переднего плана могут выступать камешки или растения в непосредственной близости от места, где вы поставили штатив. Выбирайте композиционное решение, при котором взгляд зрителя движется от переднего плана к заднему.

За редким исключением диафрагму придется закрыть посильнее (f8–f11) — иначе не получится резко отобразить все планы, которые вы включили в кадр. Очевидно, что при этом возрастет выдержка, а если учесть, что освещенности и так не хватает (не полдень же), здесь и становится столь необходимым штатив.

Постарайтесь избежать соблазна фотографировать сами закаты (восходы), ибо все они безумно однообразны — даром, что уникальны и неповторимы. Если все же не удержались, помните о трех вещах: не смотрите на солнце в видоискатель (рискуете ослепнуть); используйте длиннофокусный объектив (с эквивалентным фокусным расстоянием 200 мм и более), чтобы солнце заняло большую площадь снимка; включите в кадр воду — прием банальный, но крайне эффективный в плане оживления сюжета.

В поездках чаще делайте над собой усилие и сходите с натоптанных туристических троп. Поверьте, нет ничего приятнее, когда друзья вам говорят, что ваши снимки совершенно непохожи на те, что привозили из этой страны их знакомые. А уж если и местные жители отметят, что ваши работы показали их страну в необычном ракурсе, можете смело считать, что пейзаж вы фотографировать научились.

Опубликовано в журнале «Компьютерра» #37 (657) — 10.10.06.

Автор: Александр Копылов, под. ред.: Денис Степанцов.

Фотографируем пейзаж: 28 комментариев

  1. Уведомление: Новости 2.0
  2. «Редкие профессионалы, зарабатывающие на жизнь фотосъемкой пейзажей, используют в основном камеры большого и среднего формата» — двусмысленная фраза.

  3. «Редкая птица долетит до середины Днепра…»

  4. Хм, да, действительно. Ну, я хотел сказать, что фотографы, зарабатывающие на жизнь пейзажной фотосъемкой, встречаются редко. По крайней мере, реже, чем рекламные гломурщики и свадебно-репортажники.

  5. Понимаю:) Но фраза длинная, первое слово — «редкие», и пока долетишь до её середины…

  6. снимая на цифрозеркалку(современную 6-10мп) пейзаж широкоугольником на закрытой дырке мы получаем много мелкодеталей тружноперевариваемых матрицецей — это как сволосами в ростовом порте :)

    тоесть снимая на цифру/узкую плёнку имеет смысл выделеить главное (например лёгким телевиком) и не закрывать дырку.

    если главного нет, значит это прямая дорога к моноклю (работа с формой) или большему формату карла.


    как пример твоя иллюстрация к этой статье, картинка про лучики, но в дали я вижу толь забор толи дорогу, всё очарование разршается.

  7. Очень интересная мысль. Спасибо. А насчет моей картинки — ну ты, блин, и глазастый. Это отбойник дороги.

  8. ну да отбойник, я незнал как это называется.

    пейзажная фотография только на первый взрляд простая, в ней оесть огромное количество всяких фенечек.

    Например феничек с фокусом: делать ли горизонт(самый дальний план) резким, фокусироваться по бликами или нет(подразумевается что блики попавдают в «зону резкости»), снимая на средних диафрагмах выбирать главное и фокусироваться по нему, или смотреть чтобы на диафрагме открытой на два деления от рабочей картинка в видоискателе «нравилась» … ессли экран хороший.

  9. А я и не говорил, что пейзаж просто снимать. Статья писана для чайников (притом чайником же и написана), поэтому о таких тонкостях, о которых ты сейчас говоришь, речь заводить было бы не очень к месту. Более того, я о них и не знал вовсе, т.к. никогда серьезно не занимался пейзажной фотографией :-)

  10. Я думаю что пейзаж для чайников возможен, только это гораздо сложнее чем пейзаж для профей:) ну например мне как чайнику не кажется что штатив необходим, и что дырку надо зажимать до упора. Для меня как чайника сьёмка пейзажа это попытка запомнить своё состояние. Не напечатать 30*40, не продать, а создать карточку памяти для себя любимого. и техника здесь вторична.

  11. Ты не похож на чайника, чайником не являешься и говоришь ты далеко не как чайник.
    Чайник не хочет картинок, как у Кенны, он хочет картинок, как у Коквелла.

  12. Я не говорил, что ты на него похож. Второе предложение не имеет непосредственной связи с первым.
    Не Коквелл, а Роквелл, блин, опечатался, http://kenrockwell.com/gallery.htm

  13. А… а почкму чайника по дефолту считаем человеком начисто лишонным вкуса?

  14. ну… а вы не пробовали суицид?

    Йадом или апстену? Нет, пока не задумывался над этим вопросом.

  15. по субьективным ощушенимя… но вообщето от увеличение видоискателя(луппы зависит)

  16. Кстати да, для меня пока остается необъяснимым тот факт, что в видоискателе картинка кажется заметно резче, чем на снимке. И действительно приходится открывать диафрагму, когда хочешь увидеть именно ту глубину резкости, которая получится в итоге. Проблемы начинаются тогда, когда снимаешь на открытой дырке — там уж открывать диафрагму некуда.

  17. Теперь я знаю кто я :( Я «отпускной» фотограф. Просто всегда старался делать кадр так, что-б не было на переднем плане веток/листьев. Поскольку получаются они крайне размазанными либо (если снимаешь из тени) чёрными — катонными (как будто нарисовали или приклеили на кадре). Но впринципе возможно это ещё и дело в моём не самом дорогом цифровике…

  18. Все забываю спросить…
    Есть такая фишка, слышал где-то, что если фотоаппарат фокусируется на солнце, то солнечный луч, попадая через объектив на матрицу, может ее повредить, так как срабатывает эффект лупы (ну в детстве все так выжигали)
    Так вот, насколько это критично, как избежать?…

  19. Ничего страшного скорее всего не случится. Главное — без фанатизма. Навел и снял. Не надо на полчаса оставлять камеру, направив объектив точно на солнце.

  20. В целом полезно.

    > Во-первых, снимая при ярком полуденном солнце, надо четко представлять себе, что вы хотите получить, поскольку такой тип освещения кардинальным образом крадет объем у снимка.
    Ну почему же? Можно и в это время подобрать сюжет. Главное упорство в поиске :)

Обсуждение закрыто.