Волшебный формат

Нарушу традицию не публиковать чужих материалов: по просьбе den_hunterden_hunter предлагаю вашему вниманию его статью о формате RAW.

Когда новичок, решивший всерьез заняться фотографией, покупает приличную камеру (под «приличной» я в данном контексте подразумеваю зеркалку, или, как минимум, «просьюмерку»), он, как правило, начинает снимать в JPEG. Месяц-другой его все устраивает, но затем эйфория проходит, и начинающий фотолюбитель начинает видеть недостатки — шумы на высоких значениях ISO, недостаток «резкости», не всегда корректную работу автобаланса белого, и прочие «прелести». Неудовлетворенность качеством очень быстро перерастает в желание как-то повлиять на ситуацию, и неофит идет за помощью на специализированные форумы, где в ответ на длинное повествование о собственных неудачах он получит как минимум несколько лаконичных комментариев (дословно): «Снимайте в RAW!». Иногда находятся добрые люди, которые не поленятся написать развернутый рецепт, но в большинстве случаев форумные завсегдатаи — народ ленивый, к тому же подобные вопли и стенания новичков они наблюдают практически каждый день, и писать что-то длиннее чем «снимайте в RAW» им уже не хочется — они предполагают, что, получив наводку, новичок должен сам разобраться в ситуации. Итак, что же это за таинственный формат — RAW, и как он может помочь начинающим улучшить качество их фотографий?

RAW — это не аббревиатура, как может показаться, а просто английское слово, буквально означающее «сырой», «сырец». Может быть, для кого-то сказанное будет откровением, но изначально картинка, снятая цифровым фотоаппаратом — черно-белая, ведь сенсор на самом деле реагирует только на свет, и картинка, полученная «прямо с матрицы», представляет собой набор пикселей, различающихся только по яркости (поскольку у большинства матриц разрядность составляет 12 бит, получается 4096 градаций серого). Собственно, записанный в таком виде снимок и представляет собой RAW-файл.

Чтобы получить из черно-белого изображения цветное, необходимо выполнить так называемую RAW-интерполяцию. Вы спросите: если изображение с матрицы — черно-белое, откуда же берется информация о цвете? Дело в том, что каждая светочувствительная ячейка матрицы покрыта сверху цветным фильтром — красным, синим или зеленым (при этом «зеленых» ячеек в два раза больше чем синих и красных), и этот фильтр пропускает только «свой» цвет. На первом этапе RAW-интерполяции — это присваивание цвета каждому пикселю изображения в соответствии с шаблоном Байера. При этом, разумеется, учитывается яркостная составляющая пикселя. Затем (это уже второй этап), используя достаточно сложный алгоритм, программное обеспечение анализирует полученное «псевдо-цветное» изображение и вычисляет истинные цветовые значения каждого пикселя.

Таким образом, из вышесказанного можно сделать простой вывод: в RAW снимают практически все цифровые камеры, только далеко не у всех из них есть опция сохранения картинки в этом формате. У «мыльниц» возможность записи RAW встречается крайне редко, ну а «зеркалкам», напротив, сам бог велел, там скорее JPEG — вещь номинальная. К тому же не стоит забывать, что если в камере стоит опция сохранения снимка в JPEG, для сокращения времени обработки и уменьшения размера файла, из двенадцати бит «отбрасывают» четыре, оставляя только восемь (соответственно, из 4096 градаций серого остается всего 256). Если же вы хотите получить полноценный 12-битный TIFF (который по понятным причинам дает намного больше возможностей для последующей обработки, чем 8-битный «джипег»), RAW-файл необходимо преобразовать с помощью специальной программы — RAW-конвертора. Некоторые камеры позволяют сохранять снимки не только в JPEG, но и напрямую в TIFF, но число таких моделей относительно невелико.

Разумеется, помимо «битности» у RAW есть еще масса плюсов. Точнее плюс этот один, но он распространяется почти на все параметры картинки. Например, баланс белого. Снимая в RAW, вы можете совершенно не забивать себе этим голову. Предположим, вы фотографировали в помещении со вспышкой, а потом вышли на улицу, банально забыв поменять пресет, и продолжаете снимать. Конечно, после просмотра на дисплее вы увидите, что картинка стала чересчур «желтой», но что делать, если удачный кадр уже испорчен? Да, при желании можно попробовать исправить в «Фотошопе» и JPEG, но уверяю вас, чтобы добиться правильной цветовой температуры, вам надо будет очень постараться. Учитывая, что основы цветокоррекции «по числам» знакомы весьма малой части фотолюбителей, снимок (или несколько снимков) с большой вероятностью, в конце концов, полетит в «корзину». RAW позволит вам менять баланс белого абсолютно как угодно, (хоть с точностью до градуса цветовой температуры по Кельвину), при этом на качестве изображения это не скажется никак. Ровно то же самое относится и к таким установкам, как контрастность (Tone Compensation), насыщенность (Saturation), резкость (Sharpening), цветовое пространство (Color Mode) и тональность (Hue). Все эти установки, выставленные в меню камеры, абсолютно никак не влияют на RAW-файл, и вы в любой момент можете поменять их в конверторе, как вам заблагорассудится. При этом в отличие от любого иного формата главное достоинство RAW — он остается неизменным, что бы вы с ним не делали; он как волшебный лист бумаги — можете рисовать на нем, черкать что угодно, испортить его кляксой, протереть в нем дырку ластиком, а через мгновение сделать над ним пасс рукой, произнеся заклинание, — и лист опять станет девственно чистым. Так и RAW-файл: делайте с ним что угодно, сохраняйте после этого несчетное количество раз — все равно несколькими «кликами» мыши он легко возвращается в исходное состояние. Это может показаться невероятным, но это так.

Единственное, чего RAW не прощает и о чем вам, безусловно, придется помнить — это правильная экспозиция. Чудес на свете не бывает, и сильную недодержку или передержку не сможет спасти даже съемка в RAW. Небольшие экспозиционные ошибки (скажем, в пределах 1 ступени EV) RAW вполне позволяет «вытащить» (при этом надо помнить, что «недосветить» всегда лучше чем «пересветить», ибо информация в тенях всегда есть, пусть даже при вытягивании и появляется шум, а вот в «пережженных» областях картинки информация потеряна напрочь — RAW-конвертор «не знает», что там было, и «дорисовать» это не сможет), но если вы глобально ошиблись с экспозицией — кадр, увы, пропащий. В отдельных случаях, когда вы «вытаскиваете», к примеру, аж 2 ступени (как следствие, снимок изобилует шумами), можно пойти на хитрость, сделав кадр черно-белым и замаскировав шум под пленочное «зерно», но лучше все-таки пользоваться великим инструментом цифровой фотографии — гистограммой — и получать на выходе правильно проэкспонированные снимки. Тем более что кроме этого ни за чем следить более не потребуется. Единственный минус, который можно приписать RAW-формату (да и то минус, продиктованный обстоятельствами) — снимки в этом формате занимают больше места на карте памяти, нежели JPEG’и (но меньше чем TIFF’ы). Практически все аппараты, умеющие работать с RAW позволяют также записывать комбинации файлов RAW+JPEG; при этом степень компрессии JPEG можно выбирать — от почти несжатого файла до небольшой превьюшки в низком разрешении. Это удобно тем, что вы, не теряя времени на просмотр файлов в конверторе, можете сразу отсортировать плохие снимки и удалить их.

Разумеется, RAW-формат не универсален — у каждого производителя фототехники он «свой» (к примеру, CRW у Canon, NEF у Nikon и т.д.). Более того, даже не каждый производитель удосуживается дать в комплекте с камерой конвертор — к примеру, у «никонов» на диске вы найдете лишь «триальную», 30-дневную версию программы Nikon Capture (за полнофункицональную придется заплатить). Однако ничего страшного нет, поскольку существует достаточное количество бесплатных конверторов от сторонних производителей, результат работы которых зачастую не хуже чем получаемый с помощью «родной» программы. Самый популярный из них — Adobe Camera RAW, понимающий все известные на сегодняшний день разновидности RAW-файлов. Также весьма популярны конверторы Bibble от Bibble Labs и RawShooter | essentials от компании Pixmantec — правда, последнему осталось «жить» недолго, ибо недавно компания была куплена Adobe.

Некоторые RAW-конверторы представляют собой очень мощный инструмент, функциональностью способный потягаться со знаменитым «Фотошопом». Например, одним из достоинств новейшего пакета Nikon Capture NX (программа платная, но, поверьте, она того стоит!) является технология тонкой настройки изображения с помощью контрольных точек U-Point. С помощью этого инструмента пользователь может воздействовать на определенные участки изображения, настраивая яркость, насыщенность, цветовой баланс и прочие параметры, что до сих пор было возможно только при использовании техники работы с масками и слоями. Например, контрольная точка, помещенная на участок с изображением неба, дает возможность полностью управлять его цветом, а чтобы изменения, вносимые в этой точке, не влияли на другие участки изображения, достаточно просто определить границы редактируемой области. В общем, описывать возможности, которые предоставляет «сырой» формат, можно еще очень долго, но я просто посоветую вам — попробуйте RAW, и снимать в «готовом виде» вам не захочется больше никогда.

————

Спонсор поста: Самые известные фотографы всего мира.

Волшебный формат: 5 комментариев

  1. Уведомление: Новости 2.0
  2. Спасибо, товарищ дорогой, за то, что не поленились, да и расписали толком что к чему..

    1. Пожалуйста.
      Правда, автор не я. Просто он меня попросил опубликовать статью, т.к. у него самого на тот момент не было своего сайта.

  3. Для обработки РАВ-ов я выбирал между програмами Capture One и Nikon Capture NX. Советую Capture One – очень много настроек и классный результат. Но много кушает ресурсов и на моем не самом новом компе слегка подвисает.

  4. @Игорь: хороший конвертер. Его многие рекомендуют. У меня, правда, с ним не сложилось – при очередной переустановке приложения оно утянуло за собой все шрифты. Умаялся восстанавливать.

Обсуждение закрыто.